Особенности работы классного руководителя в педагогической среде виртуальной реально¬сти


Особенности работы классного руководителя в педагогической среде виртуальной реально­сти
(дайджест)
Сегодня мы живем в мире «информационного взрыва», специфической   особенностью которого является усиление роли виртуальной (медиа) культуры в социуме. Современная среда виртуальной реальности на самом деле представляет собой новое культурное пространство и имеет огромные потенциальные возможности для повышения общекультурного уровня и  развития творческих способностей. К сожалению, большая часть молодежи, обладая сформированными практическими навыками пользования техническими средствами информационно-коммуникационных технологий, имеет достаточно низкий уровень виртуальной   культуры, а их знания в данной области носят фрагментарный, случайный характер. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего. Так на первый план перед классными руководителями выходит проблема поиска путей и возможностей использования виртуальной реальности Интернета,  телевидения как средства воспитания и обучения, заставляет  пересмотреть  многие  привычные  взгляды на  педагогические взаимодействия. Одним из них является использование инновационного средства расширения воспитательного пространства школы и, соответственно, обогащения содержания деятельности классного руководителя  – педагогической среды виртуальной реальности, определяющей содержание, технологии организации, результаты обучения и воспитания школьников.         
Педагогическая среда виртуальной реальности есть целесообразно организованное при помощи компьютерной графики управляемое пространство, смысловым полем которого являются знаковые ценности (в нашем случае Человек, Природа, Общество), необходимые и достаточные для личностного роста школьников в рамках образовательной деятельности школы.
«Качество среды»  отражает множество реальностей (объективная, субъективная, виртуальная), способы взаимодействия человека с ними, что способствует многомерному развитию личности.
Цель: методическое обеспечение развития профессиональной компетентности классного руководителя  в использовании нового современного средства воспитания  и   развития детей в педагогической среде виртуальной реальности.
Задачи:
1.           Определить сущность деятельности, функции классного руководителя в педагогической среде виртуальной реальности.
2.           Предложить формы организации воспитательной деятельности классного руководителя  в педагоги­ческой среде виртуальной реальности в соответствии с программой «Школьник в виртуальной реальности».
3.           Определить результативность  воспитания школьников в педагогической среде виртуальной реальности по диагностическим критериям и показателям Программы «Школьник в виртуальной реальности».

 



































Рис.2. Педагогическая среда виртуальной реальности (авторская версия). Идея оформления: А.А.Остапенко

Классный руководитель в педа­гогической среде виртуальной реальности.
Ведущими характеристикам классного руководителя, организующего воспитание в педа­гогической среде виртуальной реальности на ряду с обычными,  являются: исследовательская компетентность, мобильность,  медиаобразованность и профессиональная компетентность классного руководителя (педагога).

Показатели уровней профессиональной компетентности
классного руководителя в педа­гогической среде виртуальной реально­сти
(на основе идеи Федорова А.В., Рыжих Н.П. )

№№
Наименование показателей
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
 1.
Мотивационный
Широкий комплекс мотивов выбора разнообразных видов медиа информации и медиапродуктов, в том  числе не развлекательных.
Ежедневные контакты с различными видами медиа
Комплекс мотивов выбора разнообразных видов медиа информации и медиапродуктов, при доминирующей ориентации на развлекательные
Контакты с различными видами медиа несколько раз в неделю.
Узкий спектр  выбора разнообразных видов медиа информации, медиапродуктов,  включающих выбор только развлекательных
Контакты с различными видами медиа не более чем несколько раз в месяц.
2.
Информационный
Знание большинства базовых терминов, теорий, основных фактов развития медиа и виртуальной культуры
 
Знание отдельных базовых терминов, теорий, некоторых фактов истории развития медиа и виртуальной культуры
Отсутствие знаний базовых терминов, теорий, фактов истории развития медиа и виртуальной культуры
3.
Методический
Умения дать установку на медиавосприятие, объяснить причины, условия и характер возникновения явления, умения развивать восприятие учащихся, выявлять уровни их развития в области виртуальной культуры, выбирать оптимальные методы, средства и формы проведения занятий, активная исследовательская деятель­ность
Умения мотивировать учащихся   на восприятие медиа продуктов, выявлять уровни их развития в области виртуальной культуры, выбирать методы, средства и формы проведения занятий,  опытно-экспериментальная деятель­ность
Умения только пересказать фабулу медиа продукта, отсутствие умения мотивировать учащихся   на восприятие медиа продуктов, выявлять уровни их развития в области виртуальной культуры, выбирать методы, средства и формы проведения занятий
4.
Деятель­ностный
Практические умения самостоятельного создания различных видов медиа продуктов,  систематическая  деятельность в процессе учебных занятий разных типов в педагоги­ческой среде виртуальной реальности
Практические умения создания медиа продуктов  с помощью консультаций других педагогов, эпизодическая деятельность в процессе внеучебных занятий разных типов в педагоги­ческой среде виртуальной реальности
Отсутствие практических умений создания медиа продуктов или нежелание их создания, отсутствие деятельности в педагоги­ческой среде виртуальной реальности
5.
Креативный
Ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности, связанной с медиа, проявление гибкости, мобильности, ассоциативности, оригинальности, антистереотипности мышления, развитости воображения, фантазии
Творческие способности проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанных с медиа,  отсутствие   мобильности,  оригинальности  мышления, воображения, фантазии
Творческие способности выражены слабо, либо отсутствуют вообще

Классному руководителю (педагогу), осуществляющему воспитательную деятельность в педагогической среде виртуальной реальности, следует помнить, что организация работы ребенка с компьютером может не только помочь в его воспитании, но и  может добавить много проблем, о которых сегодня много говорят не только педагоги, но и психологи, социологи и др. Поэтому  необходимо создать такие условия в педагогической среде, которые  будут безопасны для детей.  Особенности детской психики позволяют ребенку быстро приспосабливаться к окружающему миру, в том числе и к виртуальному миру компьютеров. Неконтролируемое общение с компьютером, который в представлении ребенка начинает ассоциироваться с другом, может приводить к возникновению компьютеромании, изменений в эмоциональном плане. Кроме того, электронное излучение оказывает вредоносное воздействие на организм ребенка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета и так далее. Долгое общение с компьютером может приводить к развитию долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития ребенка. Сам по себе компьютер ни хорош, ни плох, он лишь инструмент, но вот его начинка – вредна, если общение с компьютером и его виртуальной реальностью педагогически не целенаправленно. Его основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти. Особенно это проявляется при занятии детей компьютерными играми. Например, в компьютерных играх игроку дается возможность участвовать в компьютерных  драках, сражениях. Кто кого? Графика в играх совершенна и всё воспринимается натурально. Как же ему разобраться самому в такой среде? Какая среда ребенка окружает, такую информацию он впитывает и согласно ей развивается.  Здесь-то и необходимо педагогическое сопровождение...

 Почему нужна педа­гогическая среда виртуальной реальности в работе классного руководителя?
Подпись: Субъективная реальностьПодпись: Объективная реальностьПодпись: Субъективная реальность,Зарезервировано: Классный руководитель
 







В целях защиты детей от негативного воздействия виртуальной реальности компьютерной техники в педагогической среде виртуальной реальности  при организацию воспитательной деятельности должна быть обеспечена и гигиеническая безопасность - гигиеническое нормирование всех факторов, которые возникают при работе с компьютером и могут изменять внутреннюю образовательную среду, обязательная гигиеничная сертификация компьютерной техники, предназначенной для работы детей, нормирование продолжительности беспрерывной работы школьников на персональных компьютерах в зависимости от возраста и исходного состояния здоровья, психолого-гигиеническая экспертиза учебных компьютерных программ (программных продуктов), формирование гигиеничной культуры пользования компьютерной техникой (см. Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером (MEDI.RU).
Функции классного руководителя в педагогической среде виртуальной реальности
 












Учебный процесс

Внеучебная работа по предмету

Воспитательная
работа
проводимая классным
 руководителем

Детские клубы,
объединения и студии VIPP
Уроки, дополнительные занятия
Олимпиады, конкурсы, акции
КТД, классные часы, другие виды деятельности
Вовлечение  учащихся класса в  клубы и студии VIPP

Учителя-предметники

Учителя,
педагоги-организаторы,
 родители
Руководители клубов,
объединений и студий
VIPP
педагогической среды
виртуальной реальности
Стратегия воспитания школьников в педагогической среде виртуальной реальности рассматривается как процесс  формирования и совершенствования становления школьника как личности, как члена общества с учетом новых факторов, педагогических условий.
Сущность процесса воспитания школьников[1] в педагогической среде виртуальной реальности, его логика заключается во взаимодействии ребенка со взрослым, представляющем собой совокупность взаимосвязанных действий педагога и школьников: познавательной, проектно-творческой, игровой  направленности в единстве  информационных, коммуникативных связей, осуществляемых в различных формах – занятиях в клубах, студиях, в сообществах и объединениях в действительной и виртуальной реальности.
Ведущим компонентом процесса воспитания школьников в педагогической среде виртуальной реальности является цель как идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности.
Исходя из цели воспитания и задач образовательного учреждения, педагог выдвигает конкретную задачу, на постановку которой влияет личность, уровень ее развития, обученности,  воспитанности и среда виртуальной реальности единого образовательного пространства, через педагогическую виртуальную и реальную среду школы, микросреду коллектива школьников. С выдвижения этой конкретной задачи  начинается процесс воспитания в педагогической среде виртуальной реальности.  За выдвижением задачи следует деятельность педагога, которая выстраивается через прямые, косвенные, непосредственные, опосредованные реальные и виртуальные влияния при помощи различных форм, средств, методов. Средствами формирования общечеловеческих ценностей педагогической среды виртуальной реальности являются современные информационно-коммуникационные  технологии, способствующие гармоничному вхождению личности в информационное общество.  Деятельность  педагога направлена непосредственно на личность школьника, на его деятельность, на отношения и общения реальные и виртуальные, на обстоятельства и условия.
Все и каждое влияние проходит через внутренний мир личности, через чувства и отношения, здесь происходит внутренняя борьба уже сложившихся под влиянием внешних факторов стереотипов ребенка с влиянием  педагога. Современный ребенок подвержен особенно сильному влиянию внешних факторов средств масс-медиа, которые сегодня – неотъемлемая часть повседневной жизни людей, их быта. Возможности медиа позволяют не только манипулировать сознанием человека, но и часто негативно, растлевающе влиять на личность, ее установки, стереотипы поведения.  Влияние педагога направлено на отвлечение детей  от этих вредных влияний, подведение их к критическому восприятию, оказание помощи перехода к новому уровню общения с компьютерной техникой, организацией  самонаблюдения и саморефлексии. К сожалению, в этой внутренней борьбе ребенок часто не понимает добрых и важных по отношению к нему намерений воспитателя, взрослого и рассматривает их как посягательство на его интересы, радости. Только при умелом воздействии педагога происходит совпадение целей, задач, смысла и ценностей жизни ребенка и взрослого. Тогда происходит реакция воспитуемого на действия педагога: формируется цель (задачи) его собственной деятельности.  Цель определяет мотивы, которые порождают действия (деятельность) личности,  как в объективной, так и виртуальной реальности.  В деятельности происходит развитие личности, по его поступкам и поведению мы судим о степени реализации поставленной конкретной задачи. Несоответствие ожидаемым результатам анализируется педагогом, устанавливаются причины отклонения, вносятся коррективы в педагогическую деятельность, создаются дополнительные условия для деятельности ребенка, чтобы получить необходимый результат. Главным в воспитательной деятельности вообще, а в деятельности в педагогической среде виртуальной реальности особенно (существует стереотипное мнение, что взрослые обладают меньшей компьютерной грамотностью, чем дети) – духовная общность педагога и школьника, «при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенку, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках».
Множество циклов педагогического процесса, организуемого в педагогической среде виртуальной реальности на основе диалоговых связей, взаимного уважения и требовательности, ответственности, приводят к реализации Цели. В качестве идеала, цели в  нашей школе рассматривается личность, характеризующаяся устойчиво-позитивным отношением к общечеловеческим ценностям, которое определяет её личностный рост.

Организация воспитательной деятельности классного руководителя  в педагоги­ческой среде виртуальной реальности в соответствии с программой «Школьник в виртуальной реальности».

Этапы деятельности
Задачи деятельности
1.
Определение  стратегических целей и системы задач, которые будут решаться в условиях педагогической среды виртуальной реальности
Моделирование изменений в жизнедеятельности класса
2.
Разработка модифицированной программы воспитания, плана воспитательных мероприятий
Определение содержания воспитания в классном коллективе в соответствии с Программой воспитания и программой «Школьник в виртуальной реальности», планом работы школы

Определение круга участников, вовлеченных в воспитательный процесс в классе, в пользование ресурсами и сервисами информационной составляющей педагогической среды виртуальной реальности.
Создание «команды воспитателей» класса из числа педагогов, родителей в педагогической среде виртуальной реальности.  Распределение  функций между членами, в том числе по управлению, техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию
3.
Определение путей достижения эффективного взаимодействия в педагогической среде виртуальной реальности
Повышение уровня профессионального взаимодействия в целостном педагогическом процессе, переход к новой парадигме образования в рамках педагогической концепции школы: освоение педагогических технологий с комплексным результатом (технология педагогического общения, создания ситуации успеха, реализации принципа субъектности в педагогическом взаимодействии, реализации принципа ценностной ориентации в работе педагога, работы с наглядным материалом, обучения в эколого-информационном педагогическом пространстве урока и др.), использование новых форм, методов организации диалоговой модели взаимодействия со школьниками
4.
Организация КТД, классных часов, других видов деятельности в педа­гогической среде виртуальной реальности



Формирование личности школьников в соответствии с целями и задачами воспитания и развития в процессе профессионального взаимодействия
5.
  Организация деятельности учащихся класса в познавательной, коммуникативной, проектно-творческой, игровой деятельности в клубах и студиях виртуального испытательного педагогического полигона VIPP.
6.
Организация  педагогического взаимодействия на школьном учебно-игровом портале www.Optima-6.my1.ru
Размещение в информационном поле портала своих творческих медиа продуктов, участие в виртуальных конкурсах, на форуме. Работа в единой информационной базе данных всех участников образовательного процесса
7.
Анализ результатов воспитательного процесса с использованием педагогической среды виртуальной реальности
 Мониторинг эффективности воспитания школьников в соответствии с моделью выпускника школы эколого-информационной культуры. Выявление положительных и отрицательных последствий реализации программы воспитания

Примерные формы и виды деятель­ности школьников в педагоги­ческой среде виртуальной реально­сти.


Взаимодействие с VIPP педагогической среды виртуальной реальности





Формы работы





Направленность деятельности





Содержание деятельности

Используемые компьютерные технологии


Младший школьник


Клуб «КомпАс»
Проект «Летопись класса»
û     Формирование умений проявлять интерес к общественным явлениям в жизни класса, понимания активной роли каждого  ученика в классе
û     Формирование умения активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города
События, прошедшие за последнюю неделю анализируются, и оформляются в текстовом  редакторе в виде мини очерков. Фотокорреспондент   снимает занимательные    события     и самые   интересные   фотографии помещаются в альбом.
Текстовый редактор
3D альбом


Клубы «КомпАс», «ССР»
Проект «Мое звонкое лето»
û     Формирование представлений (знаний) о природном мире вокруг человека и человеке как части природы, о заповедной природе, планете Земля, о родной земле.
Учащиеся   объединяются    в
группы по 2 человека и на
одном    листе    в   текстовом
редакторе, программе презентаций, оформляют  свои воспоминания о лете, свое самое яркое впечатление.
Мультимедийная презентация


Клуб «КомпАс»
Конкурс
фотографий
«Природа вокруг нас — наша общая забота», «Так
я живу, а
так хочу
жить».
û     формирование умения самостоятельно отбирать необходимую для решения поставленной
û     задачи информацию
û     формирование знаний о правилах поведения в Природе,  в общественных местах
û     формирование умения использовать компьютерные технологии для представления продукта своей деятельности
û     формирование  умений общаться Человека с Природой.
Учащиеся  вместе  с  родителями фотографируют красивые  и  проблемные  места  в
городе,  окружающей природной зоне, фотографии  оформляются в виде мультимедийной   презентации  с  пояснительными   текстами.   Жюри
оценивает   качество   выполненной   работы   по   заранее
разработанным критериям.
Цифровая
фотография
Мультимедийная презентация


Клуб «КомпАс»
Проект «Мое
имя»

û       формирование первичных знаний о человеке как самой значимой ценности
û     способность слушать других людей
û     формирование умения осознанно воспринимать информацию
û     формирование умения самостоятельно отбирать необходимую информацию
Создание открытки для соседа по парте с характеристикой его имени
Создание
буклетов


Клубы «КомпАс»,  «ССР»
Родительско-
детские
проекты
«Символы   Российского  государства», «Великие защитники Руси».
û     формирование умения уважать государственные, региональные, школьные символы — флаг, герб, Гимн России
û     формирование умения проявлять уважение к защитникам Родины
û     формирование умения рабо­тать в коллективе
û     формирование умения само­стоятельно отбирать необходимую информацию
Проведение праздников, классных часов, к которым  родителя   и   дети   осуществляют подбор материала в литера-
туре, в сети Интернет, готовят мультимедийные презентации
Мульти­медийная
презентация
Поисковые
системы
Интернет


Клуб «КомпАс»
Экологические
проекты
«Наши зеленые питомцы»,
«Подарок
школе».

û     Формирование представлений (знаний) о природном мире вокруг человека и человеке как части природы, о заповедной природе, планете Земля, о родной земле.
û     Формирование  умений общаться Человека с Природой.
û     Формирование представления о поведении человека по отношению к живым существам природы.
û     Формирование первоначальных навыков коллективной работы при разработке и реализации учебных и общественно-полезных проектов.
Уход за комнатными растениями в классе и школе, поиск и представление информации о комнатных растениях, имеющихся в школе.
Выращивание цветов для украшения пришкольного участка летом, создание модели оформления      пришкольного участка, зашита модели с использованием       электронной презентации         «Школьный двор».

Мультимедийная
презентация Поисковые
системы
Интернет


Клубы «КомпАс»,  «ССР»
Виртуальная экскурсия
«Времена года»

û     Формирование представлений (знаний) о природном мире вокруг человека и человеке как части природы, планете Земля, о родной земле.
û     Формирование первоначальных умений  любить свою школу, город Саянск, народ, Россию.
Учащиеся  вместе  с  родителями снимают на видеокамеру красивые, необычные места в природе  в разные времена года. С помощью родителей, старшеклассников из клуба ССР готовят виртуальную экскурсию.
3D альбом
Видеоредактор


Клуб «КомпАс»
Конкурсы рисунков

û     Формирование представлений о труде, творчестве и культурном наследии
û     Формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества.
û     Формирование начального представления об отображении природы в искусстве (умение воспринимать природу через восприятие произведений искусства).
Учащиеся изготавливают рисунки с помощью программ  компьютерной графики и представляют их в соответствии с темой и Положением конкурса. Затем коллективно оценивают работы по специально разработанным критериям. Помощь в проведении конкурсов оказывают старшие члены клуба «КомпАс». Голосование за лучший рисунок может быть организовано на учебно-игровом портале.
Компьютерная графика:
Редактор изображений
GIMP
Редактор Рисование


Клуб «Старшеклассник.ru»
Ролевая игра
«Нетикет - этикет электронной почты»
û     Формирование начальных представлений о прогрессе человечества в области информационных технологий.
û     Формирование начальных представлений о формах общения между людьми различными средствами коммуникации (почта, телефон, электронная почта, Sms-сообщения и др.).
û     Формирование коммуникативных качеств личности; основ сетевого этикета.
û     Формирование познавательного интереса,   развитие навыков общения в сети.
Приложение 1.
E-mail почта


Клуб «GAMER'S»
Турнир  игроманов
û     Формирование представлений о познании, целеустремленности, настойчивости в достижении целей
û     формирование умения сочетать свободу в поступках и ответственность за свои действия
Участники делятся на 2 группы, определяется игра по которой будет проходить турнир. Разрабатываются Правила проведения турнира по каждой конкретной игре
Логические  игры


Подросток

Клуб «Старшеклассник.ru»,
Web-портал www.optima-6.my1.ru

Долго-
срочный
проект
«Фильм о
нас»
û     формирование умения сочетать свободу в поступках и ответственность за свои действия
û     формирование знаний (суждений) о Человеке как феномене мира,  о нравственном выборе и смысле жизни, о чести и достоинстве
û     формирование умения участвовать в принятии групповых решений
û     формирование умения оказывать поддержку и помощь
û     формирование умения аргу­ментированно доказывать свое мнение
û     формирование способности критически относиться к получаемой информации
û     формирование умения ориентироваться в информационных потоках
û     формирование умения средствами компьютерных технологий представлять продукт собственной деятельности
Учащиеся делятся на 3 группы случайным образом, выбирая приятную для них цветовую гамму. В каждой группе    выбираются    режиссер, сценарист, актер и т.д. Придумываются   номинации   награждения. Через поисковые
системы Интернет осуществляется поиск информации по
необходимым      материалам для фильма.
Придумываются
свои    номинации,    пишется
сценарий  на интересующую
группу   тему    и   снимается
фильм протяженностью около 5 минут.

Поисковые системы Интернет
Программы обработки цифрового видео



Деловая
игра «Перекрестный допрос»
û     Формирование знаний (суждений) о взаимодействии Человека и общества, о социальной солидарности, справедливости,  милосердии, свободе совести и вероисповедания.
û     Формирование знаний (суждений) о законе и правопорядке, о взаимодействии человека с другими людьми, о долге перед старшими поколениями, о доверии к людям
û     формирование умения участвовать в принятии групповых решений
û     формирование умения оказывать поддержку и помощь
û     формирование умения аргу­ментированно доказывать свое мнение
û     формирование способности критически относиться к получаемой информации
û     формирование умения средствами компьютерных технологий представлять продукт собственной деятельности
Выбирается актуальная и интересная   для   всех   общественная, государственная или
нравственно-этическая    проблема.    Учащиеся    изучают данную  проблему  (3-4  дня) через  СМИ,  Интернет.  Для участия в игре приглашаются специалисты. Они будут выступать в качестве экспертов
и свидетелей. Участники за-
дают   специалисту   вопросы по обсуждаемым проблемам,
что  позволяет  им  уточнить
свои позиции и свое мнение
по   данным    вопросам.    По
окончанию работы все группы    собираются    вместе,    проводится общий анализ по проблеме.  Информация  размещается на школьном сайте для общего ознакомления
Поисковые системы Интернет
Текстовый редактор
Мультимедийная презентация


Клуб «КомпАс»
Взаимная
презентация «Мы
- разные».
û     Формирование способности осуществлять различные виды деятельности как необходимые условия для жизни и развития.
û     Формирование суждения о  нравственном выборе и смысле жизни, о чести и достоинстве
û     формирование умения оказывать поддержку и помощь
û     формирование умения аргу­ментированно доказывать свое мнение
Учащиеся    разбиваются    на пары.   Каждому  необходимо посмотреть   влияние   имени, гороскопа, психотипа на характер этого человека. Перечисляются   все   достоинства данного человека и возможная    профессиональная    направленность в виде поздравительной открытки.
Создание
буклетов,
открыток


Клуб «Старшеклассник.ru»
Обсуждение проблемных
ситуаций,
диспуты
û     Формирование представлений (знаний) о здоровье физическом и социальном, об активном, здоровом образе жизни
û     Формирование знаний (суждений) о любви к своему народу,  к своей малой родине, о законе и правопорядке, о взаимодействии человека с другими людьми, о долге перед старшими поколениями, семьей, о межэтническом мире, свободе и ответственности, о доверии к людям.
û     формирование умения оказывать поддержку и помощь
û     формирование умения аргу­ментированно доказывать свое мнение.
û     формирование способности критически относиться к получаемой информации
û     формирование умения ориентироваться в информационных потоках
Используя  специальные  анкеты,   участники      проводят блиц-опрос    жителей    (учащихся) по проблемам социума. Результаты опроса анализируются участниками. Обсуждаются   на   форуме   (телеконференции,      видеоконференции),    намечаются    пути решения проблемы

Форум,
телеконференция,
видеоконференция


Клуб «GAMER'S»
Турнир  игроманов
û     Формирование представлений о познании, целеустремленности, настойчивости в достижении целей
û     формирование умения сочетать свободу в поступках и ответственность за свои действия
Участники делятся на 2 группы, определяется игра по которой будет проходить турнир. Разрабатываются Правила проведения турнира по каждой конкретной игре. В качестве судей привлекаются члены клуба VIPP «Gamer». Результаты турнира освещаются на школьном сайте.
Игровые программы


Старший школьник


Клубы «КомпАс»,  «ССР»
Цикл
классных
часов
«Профес-
сия»
û     Формирование способности осуществлять различные виды деятельности как необходимые условия для жизни и развития.
û     Формирование суждения о нравственном выборе и смысле жизни, о чести и достоинстве.
û     формирование умения владеть способами взаимодействия
с окружающими и удаленными
людьми и событиями
û     формирование умения эффективно использовать компьютерные технологии при поиске решения и представления своей деятельности
Используя поисковые системы Интернет и литературные источники, учащиеся ищут информацию о неизвестных им профессиях. На классном часе учащиеся презентуют малоизвестные профессии.

Поисковые системы Интернет,
электронные презентации


Клуб «Старшеклассник.ru», Web-пор
Социальная
переписка

«Старшеклассник. RU»

û     Формирование знаний (убеждений) об обществе как социальной среде человека
û     Формирование гражданской идентичности - осознание принадлежности к сообществу граждан Российского государства
û     Формирование способности содействовать благу Родине как элемент жизни современного человека
û     Формирование суждений об информационно-экологическом обществе
û     формирование умения принимать собственные решения и нести за них ответственность
û     формирование умения владеть способами взаимодействия
с окружающими и удаленными людьми и событиями
Педагог поясняет что важной
формой гражданской активности в демократическом государстве является социальная переписка и знакомит с основными формами такой переписки. Участникам по
группам предлагается написать: письма-протесты, письма-заявления, проекты дел, письма-просьбы, письма-жалобы, письма-поддержки, и .т.п.
Текстовый редактор, Поисковая система  Интернет, электронная почта


Клуб «Старшеклассник.ru»,
Web-портал,
Дискуссии
û     Формирование знаний (убеждений) об обществе как социальной среде человека
û     Формирование способности содействовать благу Родине как элемент жизни современного человека
û     Формирование суждений об информационно-экологическом обществе
û     формирование умения принимать собственные решения и нести за них ответственность
û     формирование способности
разрешать конфликты и смягчать разногласия
û     формирование умения владеть способами взаимодействия
с окружающими и удаленными людьми и событиями
û     формирование умения использовать информационно-коммуникационные средства  при поиске решения  и представления своей деятельности
Обсуждение проводится в виде «мозгового штурма». Главная задача найти как можно больше вариантов разрешения выбранной про­блемы. В карте анализа проблемы записываются возможные варианты выхода из нее, наиболее интересные оформляются в текстовом редакторе и определяются возможные пути выхода с предложениями по решению
проблем на широкую общественность (форум, телеконференция, СМИ).
Поисковые системы Интернет, текстовый редактор, электрон­ная пре­зентация, телеконференция, форум



Клубы «КомпАс»,  «ССР» 

Телекоммуникационный проект,  «Виртуальная экскурсия по нашему городу»
û     Формирование гражданской идентичности - осознание принадлежности к сообществу граждан Российского государства
û     Формирование способности содействовать благу Родине как элемент жизни современного человека
û     формирование умения использовать информационно-коммуникационные средства  при поиске решения  и представления своей деятельности
û     формирование умения использовать информационно-коммуникационные средства для поиска единомышленников
Разработка и изготовление виртуальной экскурсии по городу Саянску и размещение её на школьном Web-портале www.optima-6.my1.ru
Поисковые системы Интернет
Программы обработки цифрового видео

           
Общим критерием эффективности воспитательной работы классного руководителя в педагогической среде виртуальной реальности  является положительная динамика воспитанности школьников и определяется устойчиво-позитивным отношением к ценностям ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО по критериям и показателям нормативно-диагностического сопровождения Программы «Школьник в виртуальной реальности». Формы фиксации результатов отражены в Программе воспитания школьников.

Рекомендации классным руководителям - организаторам виртуальных экскурсий        
            Далеко не секрет, что любой вид путешествия достаточно недешёвый. Конечно, можно выбирать. Вместо Испании, например, выбрать Алтай, а если и на это не хватает средств, то деревню с толпой родственников или лес на окраине города. Но что делать, если мечтаешь посетить самый большой в мире аквариум в Барселоне? Увидеть красоты Алтая или часами походить по Эрмитажу, Лувру, Метрополитену или другому музею?! Ездить в тур по музеям мира теперь не обязательно. Для этого и существуют виртуальные экскурсии, которые практически, в полной мере позволяют без особых затрат вкусить все красоты нашей планеты! Особенно ценны они в образовательном, воспитательном плане.
            Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
            Использование имеющихся в сети Интернет и создание классным руководителем и учащимися собственных виртуальных экскурсий призваны дать педагогам возможность творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ (например, Flаsh, PowerPoint) и способствуют получению дополнительной информации посредством гиперссылок, фотографий, аудио- и видеофрагментов, текста и др., использованию принципа интерактивности через самостоятельный выбор последовательности просмотра.                         
Этапы создания виртуальной экскурсии:
1)      диагностический,
2)      подготовительный,
3)      исполнительский,
4)      заключительный,
5)      аналитический
            Особое внимание следует обратить на организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной диагностики для каждого учащегося (групп учащихся) разрабатывается «индивидуальный маршрут» деятельности. Учащиеся, имеющие общие интересы, объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы» и пр.).
            На подготовительном этапе определяются цели и задачи экскурсии, выбирается тема, осуществляется поиск литературы, составляется библиография, определяются источники экскурсионного материала. Вырабатывается план работы, сроки и формы отчета. Словом, уже на этом этапе учащиеся вовлекаются в процесс поиска и исследования.
            В течение исполнительского этапа производится отбор и изучение экскурсионных объектов, сканируются фотографии или другие иллюстрации необходимые для представления проекта, составляется маршрут экскурсии на основе видеоряда, идет подготовка текста экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии. Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов (схематический план, положение населенного пункта на карте и т.п.). Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними и возможное размещение в Интернете на школьном портале. Поэтому можно опираться на материал в текстовой форме. Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для фольклорного песенного материала. Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера, поэтому мы рекомендуем использовать ресурсы человеческие и технические школьного клуба «Сам себе режиссер».                                                                        
            Далее на заключительном этапе проводится сама виртуальная экскурсия. После чего необходимо провести ее обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления (аналитический этап).
Структура виртуальной экскурсии:
1.      титульный слайд
2.      пролог
3.      маршрут
4.      слайды-объекты
5.      рабочие слайды
6.      слайды с информационными источниками
Рекомендации:
·         придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь на случайные вопросы;
·         рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать;
·         избегайте длинных объяснений;
·         не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе;
·         не перегружайте экскурсантов новыми названиями, они их забудут;
·         умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте;
·         умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся;
·         закрепите материал экскурсии в памяти учеников на последующих занятиях.
Электронные адреса в помощь создателям и организаторам виртуальных экскурсий по музеям и выставочным залам: http://soft.mail.ru/pressrl_page.php?id=36717http://blog.turmir.com/blog_12122.htmlhttp://www.museum.ru/N20266

Технологическая карта оценивания детской виртуальной экскурсии
Тема экскурсии_______________________________________________________
Исследователи: _______________________________________________________
Художники и фотографы :______________________________________________
Аниматоры:__________________________________________________________
Редакторы:___________________________________________________________
Экскурсоводы:________________________________________________________
№ п/п

Критерий
Оценка и комментарий эксперта
Оценка
Комментарий
1. Общая характеристика представляемого материала
1.1.
Оригинальность экскурсии
(отличительные особенности)


1.2.
Актуальность выбранной темы экскурсии


1.3.
Познавательная ценность экскурсии
(поисковая, исследовательская и др. составляющие процесса создания экскурсии)


1.4
Использование методических приемов ведения экскурсии, влияющие на эмоционально-психологический настрой экскурсантов


1.5
Соответствие структуры виртуальной экскурсии ее основным составляющим (титульный слайд, пролог, маршрут, слайды-объекты, рабочие слайды, слайды с информационными источниками)


1.6
Соответствие маршрута и объектов, которые помогают раскрытию общей темы экскурсии


2. Качество виртуальной экскурсии (презентации и методического сопровождения)
2.1
Эффективность и взаимосвязанность элементов ресурса


2.2
Цветовое решение


2.3.
Дизайн
(шаблон, шрифт, композиция слайдов, заголовки и т.д.)


2.3.
Качество навигации


2.4.
Целесообразность эффектов и анимации


2.5.
Качество изображений


2.6.
Эффективное использование аудио- и видеофайлов


Предъявляемые критерии оцениваются экспертом по следующей шкале:
0 баллов – данный признак разработки полностью отсутствует; 
1 балл – слабо отражён;
2 балла – в основном присутствует;
3 балла –данный признак гармонично вписывается в общую концепцию разработки.


Приложение 1.
«Нетикет - этикет электронной почты»
(разработано на основе  идей Майечак Б. Интернет для детей, Абраменко Н.П., Абраменко О.В., Коган И.Д.)
Общеобразовательные цели:
-        узнать основы электронной коммуникации;
-        освоить принципы функционирования электронных ящиков.
Воспитательные цели:
-         формирование коммуникативных качеств личности;
-         формирование основ сетевого этикета.
Развивающие цели:
-         формирование познавательного интереса;
-         развитие навыков общения в сети.
Ход занятия:
Педагог:  «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проводим очередное заседание нашего клуба «SMS-ка»
Актуализация знаний
Звучит песня “Вологда” в исполнении ансамбля “Песняры”.
Педагог задает вопрос: “Ребята, любите ли вы получать письма?”
Ответ: “Да!” или “Нет!”.
Стук в дверь.
Педагог:  “Кто там?”
В дверях появляется почтальон Печкин и говорит: “Здравствуйте, это я – почтальон Печкин из Простоквашино, принес письмо для членов клуба “ SMS-ка ”. Так положено, если письмо пришло – его надо принести. Только я его вам не отдам – у вас документов нет!”
Педагог показывает почтальону Печкину документы – эмблему и девиз клуба “ SMS-ка” .
Почтальон Печкин отдает письмо и спрашивает: “А чего это вы тут собрались?”.
Учитель: “Проходите, Игорь Иванович, присаживайтесь. Вы как нельзя кстати. Послушайте до чего техника дошла. Я полагаю, что скоро мы откажемся от ваших услуг. Но не буду забегать вперед”.
Педагог рассматривает конверт и спрашивает членов клуба: “Ребята, а как вы думаете, кто прислал нам письмо?...”
Педагог:   “Это письмо от Питера Паркера. Кто это такой?”
Ребята отвечают: “Человек-паук”.
Педагог:  “Давайте заглянем в конверт”. Открывает письмо, достает карточки с терминами и обращается к ребятам: “Питер вложил в конверт какие–то слова. Помогите мне объяснить, что они означают”.Вывешивает на доску термины: глобальная сеть, сервер, провайдер, клиент, Интернет, e-mail.
Ребята объясняют термины.
E-mail
Педагог:  “E-mail – это электронная почта. Таким образом, Человек-паук подсказал нам тему очередного занятия клуба. Тема нашего занятия: “Как работает электронная почта и правила написания электронного письма”.
2. Изучение нового материала
Презентация: E-mail – это электронная почта.
Педагог:  “Посмотрим небольшой видеофрагмент”.
Ребята смотрят фрагмент фильма.
После просмотра почтальон Печкин вскакивает и обращается с вопросом: “Я к вам по делу пришел – письмо принес, а вы решили заменить меня на какую-то электронную почту! Чем ваша электронная почта лучше обычной?”
Педагог обращается к ребятам: “Ребята давайте попробуем доказать Игорю Ивановичу преимущества электронной почты по сравнению с обычной”.
Предполагаемые варианты ответа учеников:
“Преимущества электронной почты заключаются в следующем:
– скорость передачи сообщения;
– удобство использования: электронное письмо можно послать в любое время дня и ночи прямо из дома или офиса;
– в электронное письмо можно вложить любой компьютерный файл (картинку, музыкальный фрагмент, видеозапись, игру, отсканированный документ, фотографию…);
– с помощью электронной почты можно получать общедоступную информацию по сети и следить за последними новостям по интересующей теме”.
Почтальон Печкин задумался, почесал голову и задает новый вопрос: “А если ваш компьютер выключен, что будет с письмом?”
Ответ: “Письмо хранится на сервере его провайдера, который не выключается целые сутки. Оно будет послано на компьютер вашего приятеля тогда, когда он установит связь со своими сервером”.
Почтальон Печкин, обращаясь к учителю: “Можно я еще у вас посижу?”
Педагог отвечает: “Оставайтесь, Игорь Иванович”.
Почтальон Печкин усаживается поудобнее, а педагог продолжает занятие
Структура адреса.
Педагог задает вопрос: “Ребята, что мы указываем на конверте, когда пишем обычное письмо?”
Ребята отвечают: “Мы указываем адрес получателя и отправителя”.
Педагог спрашивает: “А из чего состоит адрес?”
Ребята отвечают: “Страна, область, город, улица, дом, квартира”.
Педагог:  “ Для работы электронной почты, как и для обычной, необходимы адреса. Электронные адреса устроены так же как и адреса на обычных письмах, но они гораздо короче.
Адрес электронной почты имеет две части: имя пользователя и доменное имя. Части адреса, называемые доменами, отделяются друг от друга точками. Имя пользователя – это обычно его подлинное имя или псевдоним.
От остальной части адреса оно отделяется символом @ (эт – коммерческое), который в России называют “собакой” и имеет значение “в…”.
Сообщение члена клуба о происхождении @.
Сейчас Председатель нашего клуба расскажет нам о том, кто, где и когда изобрел “собаку”.
Рассказ ученика о происхождении @.
Составление адреса и пароля для почтового ящика.
Педагог:  “Придумаем первую часть вашего электронного адреса. Вторую часть вам добавит почтовый сервер.
Запишите на листочках имя или псевдоним, который вы будете использовать.
Адрес электронной почты записывается цифрами и латинскими буквами и не должен содержать пробелов”.
Вопрос: “Ребята, как защитить от любопытных лежащее в почтовом ящике письмо?”
Ответ: “Почтовые ящики закрывают на ключ”.
Вопрос: “А как защитить электронный почтовый ящик от несанкционированного доступа?”
Ответ: “Создать пароль”.
Педагог:  “Имя своему почтовому ящику мы уже придумали, а теперь придумаем пароль. ”.
Практическое занятие на компьютере
Педагог:  “Ребята, вы будете работать по алгоритму, который лежит на компьютерном столике. Внимательно читайте план, а если что-то непонятно обращайтесь за помощью”.
Нетикет (сетевой этикет)
Педагог:  “Теперь поговорим о хороших манерах. Пользователи Сети разработали неофициальный кодекс поведения, известный как сетевой этикет или “Нетикет”.
Его необходимо соблюдать и в почтовой переписке.
Будьте кратки.
Чем длиннее ваше сообщение, тем дороже читателям обойдется его прием и просмотр.
Следите за тоном.
Добавить эмоциональности электронному письму помогут небольшие рисунки, называемые смайликами. Они составлены из клавишных символов, и если посмотреть на них сбоку, можно представить лицо.
Вот некоторые примеры наиболее распространенных смайликов:
:-) или :) –улыбаюсь;
:-( -печалюсь;
;-( – огорчение;
:)))) –смех.
Не надо кричать и скандалить.
Не набирайте сообщения БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. В Сети это эквивалентно крику и расценивается как грубость.
Не допускайте спама.
Спамом называют бессодержательные, навязчивые или просто грубые сообщения в адрес лица. К спаму относятся все виды непрошеной рекламы.
Педагог:  раздает ребятам памятки “Сетевой этикет”.
Рефлексия.
Педагог:  “Изобразите свое настроение после занятия с помощью смайликов и приклейте их на доску”.
Итог занятия
Педагог:  “Наше занятие подходит к концу. Подведем итоги. Что нового мы сегодня узнали? Чему научились?Как вы себя чувствовали на нашем занятии?”
Ученики: “Сегодня мы узнали:
как устроены электронная почта и электронные адреса;
правила сетевого этикета;
создали электронный почтовый ящик;
Почтальон Печкин встает и говорит: “До свидания, мне пора. Спасибо вам за объяснение. Я почему вредный был? Потому что электронной почты не было. А теперь я сразу добреть начну и компьютер заведу!”

Словарь терминов

Безопасность информационная – способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение информационной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации. Аналоги: интернет-безопасность, информационная защита (Федоров А.В.)
Безопасность компьютерная – комплекс программных и организационных средств для противодействия вредоносным воздействиям.
Виртуальная культура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области виртуальной реальности, а также исторически определенная система её воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «виртуальная культура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать виртуальные объекты и продукты, заниматься виртуальным творчеством, усваивать новые знания в области виртуальной реальности.
Виртуальная экскурсия - организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.
Грамотность информационная – умение «читать», анализировать и синтезировать информацию, – способность использовать компьютерную и медиатехнику, знание основ информатики, информационных технологий. Близкие понятия: медиакомпетентность, медиакомпетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, медиаграмотность.
Грамотность компьютерная  – способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики, информационных технологий.
Диагностика педагогическая – способы выявления уровней сформированности общечеловеческих ценностей и отношений к ним с применением анкетирования, тестирования, творческих заданий и т. д.
Игра в педагогической среде виртуальной реальности - занятия, действия, формы общения,  не носящие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия школьнику от игрового результата. Подростки  особенно активно взаимодействуют с компьютером в условиях игрового процесса, поэтому, целесообразно использование в процессе воспитания школьников  обучающих игровых программ с их интерактивной виртуальной средой.
Интернет (Internet) – глобальный комплекс компьютерных сетей.
Информация – сообщение, передаваемое тем или иным способом (устным/звуковым, письменным, визуальным, аудиовизуальным) с помощью условных кодов и технических средств.
Исследовательская компетентность – готовность к осуществлению педагогического мониторинга, педагогической рефлексии, педагогическому исследованию.
Коммуникация  – связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе – медийной (вербальная, невербальная, визуальная, аудиовизуальная, групповая, массовая, межличностная, внутриличностная, дистанционная, тактильная, контактная, конфликтная, культурная, межкультурная, социальная, педагогическая и др. виды коммуникации).
Культура информационная – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области информации, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории информационная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать информацию, усваивать новые знания в этой области. Аналоги:  виртуальная культура, медиакультура.
Мультимедиа – средства (массовой) коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором) и объектом (массовой аудиторией).
Медиаграмотность – результат медиаобразования, изучения медиа. Чем больше вы изучаете медиа (с помощью медиа), тем более вы медиаграмотны: медиаграмотность – это способности экспериментирования, интерпретации/анализа и создания медиатекстов» (С. Worsnop, 1999).
Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
Медиаобразование - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные  средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале» (А.В. Федоров, 2001).
Медиаобразованность - совокупность систематизированных медиазнаний, умений, в том числе современных информационных компьютерных технологий и определяемых ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогической среде виртуальной реальности.
Методы педагогической среды виртуальной реальности – способы работы педагога и школьника, при помощи которого достигаются цели воспитания. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр  аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей мультимедиапродукта, импровизация и т.д.); Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе воспитания и обучения, научность, систематичность и доступность, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей школьников.
Мобильность - способность быстрого реагирования на происходящие изменения в обществе, социуме, в педагогической науке и практике.
Мышление критическое  по отношению к системе мультимедиа – аналитический процесс, основанный на развитом аудиовизуальном восприятии и мышлении. Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и зашифрованного) виртуального мультимедиапродукта.
Мышление критическое, творческое по отношению к системе виртуальной реальности – сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования мультимедиа в социуме и информации/сообщениям, в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере. При этом развитие критического мышления – не итоговая цель, а его постоянный компонент (А.В. Федоров, 2007).
Мультимедиа – комплекс технических/компьютерных/программных средств, синтезирующий, часто в интерактивном режиме, текст, изображение и звук.
Образование информационное – процесс развития личности с помощью и на материале информации с целью формирования культуры общения с информацией, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки информации, обучения различным формам создания и передачи информации. Обретенная в результате этого процесса информационная грамотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля. Содержание информационного образования: основы информатики, информационных технологий, информационной культуры, сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные  средства массовой информации, каналы распространения информации, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на информационном материале (А.В. Федоров, 2007).
Общество информационное – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), возникновением глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей и доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение различных общественных и личностных информационных интересов (О.Н. Вершинская, 2007).
Педагогически целесообразно организованная среда — педагогическая среда, которая вырабатывает навыки творчески активного исследовательского отношения субъекта воспитания к окружающему миру, общечеловеческим, знаковым ценностям, вовлекает его в эмоциональное переживание, в различные виды деятельности, развивает творчество и самостоятельность.
Профессиональная компетентность классного руководителя в педагогической среде виртуальной реальности - совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих воспитательной, в том числе медиаобразовательной деятельности в педагогической среде виртуальной реальности с детьми различного возраста.
Реальность виртуальная – репрезентация/переосмысление реального мира с помощью компьютера и мультимедийных средств.
Среда виртуальной реальности педагогическая  - целесообразно организованное при помощи компьютерной графики управляемое пространство, смысловым полем которого являются знаковые ценности, необходимые и достаточные для личностного роста школьников в рамках образовательной деятельности школы.
Среда информационно-образовательная – многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе  современных информационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам.
Стратегия воспитания школьников в педагогической среде виртуальной реальности - процесс  формирования и совершенствования становления школьника как личности, как члена общества с учетом новых факторов, педагогических условий.
Технологии информационно-коммуникационные – ИКТ – совокупность методов и средств сбора, обработки, хранения и распространения звуковой, графической, текстовой и цифровой информации в интересах пользователей; совокупность сопутствующих коммуникационных средств (О.Н. Вершинская, 2007).
Труд в педагогической среде виртуальной реальности  - деятельность школьника, направленная на создание виртуальных и материальных объектов (рисунков, текстов, моделей,  духовных ценностей).
Учение  в педагогической среде виртуальной реальности  - деятельность школьника, направленная на усвоение знаний, направленных на становление духовной, нравственной, здоровой и социально-активной личности, выработку умений и навыков работы с компьютерными программами как средством творческого выражения ценностного отношения субъекта с объектами окружающего мира.
Фабула – цепь событий в сюжете мультимедиатекста.
Ценность - значение (значимость) предмета для человека как субъекта.

Литература
1.      Доклад рабочей группы совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа 2020. Какой мы её видим?» [Текст].- М., 2008. – С.23.- Режим доступа: www.rsr-online.ru/doc/norm/283.doc.
2.      Кадубец, Т.П. Школьник в виртуальной реальности: Комплексная целевая программа/ Сост. Т.П.Кадубец; под  ред. Т.А. Стефановской. – Иркутск, 2009. – 67 с.
3.      Классный руководитель в «школе-сообществе»: научно-методическое обеспечение инновационного поиска/ Под ред. Т.А.Стефановской. - Иркутск, 2008. - 184с.
4.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения).
5.      Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.        188 c.
6.      Степанов, П.В. Развитие школы как воспитательной системы [Текст]/ П.В.Степанов. – М.: Педагогический поиск, 2009. - 240с.
7.      Стефановская, Т.А. Классное руководство: теория и практика [Текст] /Т.А. Стефановская.- Иркутск, 2008.- 350с.
8.      Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство [Текст] / Б.П. Сайков. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005.- 406 с.
9.      Новые ориентиры в деятель­ности классного руководителя. В рамках авторской концепции классного руководства Стефановской Т.А.: Методические рекомендации к КПК/ Сост. Стефановская Т.А. - Иркутск, 2007. - 74с.
10.  Федоров А.В. Обоснование модели медиаобразования будущих педагогов//Образовательная среда сегодня и завтра. М., 2006.
11.  Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.


[1]    Идея Т.А.Стефановской. Педагогика: наука и искусство: курс лекций [Текст]:учеб. пособие для студ., препод., аспирантов / Т.А. Стефановская.  - М.: Совершенство, 1998. – 368 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий