Особенности работы классного руководителя в
педагогической среде виртуальной реальности
(дайджест)
Сегодня мы живем в мире «информационного взрыва»,
специфической особенностью которого
является усиление роли виртуальной (медиа) культуры в социуме. Современная
среда виртуальной реальности на самом деле представляет собой новое культурное
пространство и имеет огромные потенциальные возможности для повышения
общекультурного уровня и развития
творческих способностей. К сожалению, большая часть молодежи, обладая
сформированными практическими навыками пользования техническими средствами
информационно-коммуникационных технологий, имеет достаточно низкий уровень
виртуальной культуры, а их знания в
данной области носят фрагментарный, случайный характер. Результатом этого
является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости,
цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество,
неуверенность, непонимание и неприятие будущего. Так на первый план перед
классными руководителями выходит проблема поиска путей и возможностей
использования виртуальной реальности Интернета,
телевидения как средства воспитания и обучения, заставляет
пересмотреть многие привычные
взгляды на педагогические
взаимодействия. Одним из них является использование
инновационного средства расширения воспитательного пространства школы и,
соответственно, обогащения содержания деятельности классного руководителя – педагогической среды виртуальной
реальности, определяющей содержание, технологии организации, результаты
обучения и воспитания школьников.
Педагогическая среда виртуальной
реальности есть целесообразно организованное при помощи компьютерной графики управляемое
пространство, смысловым полем которого являются знаковые ценности (в нашем
случае Человек, Природа, Общество), необходимые и достаточные для личностного
роста школьников в рамках образовательной деятельности школы.
«Качество среды» отражает множество реальностей (объективная,
субъективная, виртуальная), способы взаимодействия человека с ними, что
способствует многомерному развитию личности.
Цель: методическое обеспечение развития
профессиональной компетентности классного руководителя в использовании нового современного средства
воспитания и развития детей в педагогической среде
виртуальной реальности.
Задачи:
1.
Определить сущность деятельности, функции
классного руководителя в педагогической среде виртуальной реальности.
2.
Предложить формы
организации воспитательной деятельности классного руководителя в педагогической среде виртуальной
реальности в соответствии с программой «Школьник в виртуальной реальности».
3.
Определить результативность
воспитания школьников в педагогической среде виртуальной реальности по
диагностическим критериям и показателям Программы «Школьник в виртуальной
реальности».
Рис.2. Педагогическая среда
виртуальной реальности (авторская версия). Идея оформления: А.А.Остапенко
Классный руководитель в педагогической среде
виртуальной реальности.
Ведущими характеристикам классного руководителя, организующего
воспитание в педагогической среде виртуальной реальности на ряду с
обычными, являются: исследовательская
компетентность, мобильность,
медиаобразованность и профессиональная компетентность классного руководителя
(педагога).
Показатели уровней профессиональной
компетентности
классного руководителя в педагогической среде
виртуальной реальности
(на
основе идеи Федорова А.В., Рыжих Н.П. )
№№
|
Наименование
показателей
|
Высокий
уровень
|
Средний
уровень
|
Низкий
уровень
|
1.
|
Мотивационный
|
Широкий комплекс мотивов выбора
разнообразных видов медиа информации и медиапродуктов, в том числе не развлекательных.
Ежедневные контакты с различными видами
медиа
|
Комплекс мотивов выбора разнообразных
видов медиа информации и медиапродуктов, при доминирующей ориентации на
развлекательные
Контакты с различными видами медиа
несколько раз в неделю.
|
Узкий спектр выбора разнообразных видов медиа
информации, медиапродуктов, включающих
выбор только развлекательных
Контакты с различными видами медиа не
более чем несколько раз в месяц.
|
2.
|
Информационный
|
Знание большинства базовых терминов,
теорий, основных фактов развития медиа и виртуальной культуры
|
Знание отдельных базовых терминов,
теорий, некоторых фактов истории развития медиа и виртуальной культуры
|
Отсутствие знаний базовых терминов,
теорий, фактов истории развития медиа и виртуальной культуры
|
3.
|
Методический
|
Умения
дать установку на медиавосприятие, объяснить причины, условия и характер
возникновения явления, умения развивать восприятие учащихся, выявлять уровни
их развития в области виртуальной культуры, выбирать оптимальные методы,
средства и формы проведения занятий, активная исследовательская деятельность
|
Умения
мотивировать учащихся на восприятие
медиа продуктов, выявлять уровни их развития в области виртуальной культуры,
выбирать методы, средства и формы проведения занятий, опытно-экспериментальная деятельность
|
Умения только пересказать фабулу медиа
продукта, отсутствие умения мотивировать учащихся на восприятие медиа продуктов, выявлять
уровни их развития в области виртуальной культуры, выбирать методы, средства
и формы проведения занятий
|
4.
|
Деятельностный
|
Практические умения самостоятельного
создания различных видов медиа продуктов,
систематическая
деятельность в процессе учебных занятий разных типов в педагогической
среде виртуальной реальности
|
Практические умения создания медиа
продуктов с помощью консультаций
других педагогов, эпизодическая деятельность в процессе
внеучебных занятий разных типов в педагогической среде виртуальной
реальности
|
Отсутствие практических умений создания
медиа продуктов или нежелание их создания, отсутствие деятельности
в педагогической среде виртуальной реальности
|
5.
|
Креативный
|
Ярко выраженный уровень творческого
начала в различных видах деятельности, связанной с медиа, проявление гибкости, мобильности,
ассоциативности, оригинальности, антистереотипности мышления, развитости
воображения, фантазии
|
Творческие способности проявляются лишь
в отдельных видах деятельности, связанных с медиа, отсутствие
мобильности,
оригинальности мышления,
воображения, фантазии
|
Творческие способности выражены слабо,
либо отсутствуют вообще
|
Классному руководителю (педагогу), осуществляющему воспитательную
деятельность в педагогической среде виртуальной реальности, следует помнить,
что организация работы ребенка с компьютером может не только помочь в его
воспитании, но и может добавить много проблем,
о которых сегодня много говорят не только педагоги, но и психологи, социологи и
др. Поэтому необходимо создать такие
условия в педагогической среде, которые
будут безопасны для детей.
Особенности детской психики позволяют ребенку быстро приспосабливаться к
окружающему миру, в том числе и к виртуальному миру компьютеров.
Неконтролируемое общение с компьютером, который в представлении ребенка
начинает ассоциироваться с другом, может приводить к возникновению
компьютеромании, изменений в эмоциональном плане. Кроме того, электронное
излучение оказывает вредоносное воздействие на организм ребенка, грозя, как
уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми
опухолями, снижением иммунитета и так далее. Долгое общение с компьютером может
приводить к развитию долговременных нарушений в области психического и
интеллектуального развития ребенка. Сам по себе компьютер ни хорош, ни плох, он
лишь инструмент, но вот его начинка – вредна, если общение с компьютером и его
виртуальной реальностью педагогически не целенаправленно. Его основной вред –
это вред духовный: перестройка сознания ребенка в сторону дисгармоничного
мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти.
Особенно это проявляется при занятии детей компьютерными играми. Например, в
компьютерных играх игроку дается возможность участвовать в компьютерных драках, сражениях. Кто кого? Графика в играх
совершенна и всё воспринимается натурально. Как же ему разобраться самому в такой среде? Какая среда ребенка
окружает, такую информацию он впитывает и согласно ей развивается. Здесь-то и необходимо педагогическое
сопровождение...
Почему нужна педагогическая среда
виртуальной реальности в работе классного руководителя?
В целях защиты детей от
негативного воздействия виртуальной реальности компьютерной техники в
педагогической среде виртуальной реальности
при организацию воспитательной деятельности должна быть обеспечена и
гигиеническая безопасность - гигиеническое нормирование всех факторов, которые
возникают при работе с компьютером и могут изменять внутреннюю образовательную
среду, обязательная гигиеничная
сертификация компьютерной техники, предназначенной для работы детей,
нормирование продолжительности беспрерывной работы школьников на персональных
компьютерах в зависимости от возраста и исходного состояния здоровья,
психолого-гигиеническая экспертиза учебных компьютерных программ (программных продуктов), формирование гигиеничной
культуры пользования компьютерной техникой (см.
Гигиенические
требования к организации работы детей и подростков с компьютером (MEDI.RU).
Функции классного
руководителя в педагогической среде виртуальной реальности
Учебный процесс
|
Внеучебная работа по предмету
|
Воспитательная
работа
проводимая классным
руководителем
|
Детские клубы,
объединения и студии VIPP
|
Уроки, дополнительные занятия
|
Олимпиады, конкурсы, акции
|
КТД, классные часы, другие виды деятельности
|
Вовлечение учащихся класса в клубы и студии VIPP
|
Учителя-предметники
|
Учителя,
педагоги-организаторы,
родители
|
Руководители клубов,
объединений и студий
VIPP
педагогической среды
виртуальной реальности
|
Стратегия воспитания школьников в педагогической
среде виртуальной реальности рассматривается как
процесс формирования и совершенствования
становления школьника как личности, как члена общества с учетом новых факторов,
педагогических условий.
Сущность
процесса воспитания школьников[1] в педагогической
среде виртуальной реальности, его логика заключается во взаимодействии ребенка
со взрослым, представляющем собой совокупность взаимосвязанных действий
педагога и школьников: познавательной,
проектно-творческой, игровой
направленности в единстве
информационных, коммуникативных связей, осуществляемых в различных
формах – занятиях в клубах, студиях, в сообществах и объединениях в
действительной и виртуальной реальности.
Ведущим
компонентом процесса воспитания школьников в педагогической среде виртуальной
реальности является цель как идеальное, мысленное предвосхищение результатов
деятельности.
Исходя
из цели воспитания и задач образовательного учреждения, педагог выдвигает
конкретную задачу, на постановку которой влияет личность, уровень ее развития,
обученности, воспитанности и среда
виртуальной реальности единого образовательного пространства, через педагогическую виртуальную и
реальную среду школы, микросреду коллектива школьников. С выдвижения
этой конкретной задачи начинается процесс воспитания в
педагогической среде виртуальной реальности.
За выдвижением задачи следует деятельность педагога, которая
выстраивается через прямые, косвенные, непосредственные, опосредованные
реальные и виртуальные влияния при помощи различных форм, средств, методов.
Средствами формирования общечеловеческих ценностей педагогической среды
виртуальной реальности являются современные информационно-коммуникационные технологии, способствующие гармоничному
вхождению личности в информационное общество.
Деятельность педагога направлена
непосредственно на личность школьника, на его деятельность, на отношения и
общения реальные и виртуальные, на обстоятельства и условия.
Все
и каждое влияние проходит через внутренний мир личности, через чувства и
отношения, здесь происходит внутренняя борьба уже сложившихся под влиянием
внешних факторов стереотипов ребенка с влиянием
педагога. Современный ребенок подвержен особенно сильному влиянию
внешних факторов средств масс-медиа, которые сегодня – неотъемлемая часть
повседневной жизни людей, их быта. Возможности медиа позволяют не только
манипулировать сознанием человека, но и часто негативно, растлевающе влиять на
личность, ее установки, стереотипы поведения.
Влияние педагога направлено на отвлечение детей от этих вредных влияний, подведение их к
критическому восприятию, оказание помощи перехода к новому уровню общения с
компьютерной техникой, организацией самонаблюдения и саморефлексии. К сожалению,
в этой внутренней борьбе ребенок часто не понимает добрых и важных по отношению
к нему намерений воспитателя,
взрослого и рассматривает их
как посягательство на его интересы, радости. Только при умелом воздействии
педагога происходит совпадение целей, задач, смысла и ценностей жизни ребенка и
взрослого. Тогда происходит реакция воспитуемого на действия педагога:
формируется цель (задачи) его собственной деятельности. Цель определяет мотивы, которые порождают
действия (деятельность) личности, как в
объективной, так и виртуальной реальности.
В деятельности происходит развитие личности, по его поступкам и
поведению мы судим о степени реализации поставленной конкретной задачи.
Несоответствие ожидаемым результатам анализируется педагогом, устанавливаются
причины отклонения, вносятся коррективы в педагогическую деятельность, создаются
дополнительные условия для деятельности ребенка, чтобы получить необходимый
результат. Главным в воспитательной деятельности
вообще, а в деятельности в педагогической среде виртуальной реальности особенно
(существует стереотипное мнение, что взрослые обладают меньшей компьютерной
грамотностью, чем дети) – духовная общность педагога и школьника, «при которой
забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом
ребенку, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то
светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… воспитание без
дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в
потемках».
Множество
циклов педагогического процесса, организуемого в педагогической среде виртуальной
реальности на основе диалоговых связей, взаимного уважения и требовательности,
ответственности, приводят к реализации Цели. В качестве идеала, цели
в нашей школе рассматривается личность,
характеризующаяся устойчиво-позитивным отношением к общечеловеческим ценностям,
которое определяет её личностный рост.
Организация воспитательной деятельности классного
руководителя в педагогической среде
виртуальной реальности в соответствии с программой «Школьник в виртуальной
реальности».
№
|
Этапы
деятельности
|
Задачи
деятельности
|
1.
|
Определение
стратегических целей и системы задач, которые будут решаться в
условиях педагогической среды виртуальной реальности
|
Моделирование изменений в жизнедеятельности класса
|
2.
|
Разработка модифицированной программы воспитания,
плана воспитательных мероприятий
|
Определение содержания воспитания в классном
коллективе в соответствии с Программой воспитания и программой «Школьник в
виртуальной реальности», планом работы школы
|
|
Определение круга участников, вовлеченных в воспитательный
процесс в классе, в пользование ресурсами и сервисами информационной
составляющей педагогической среды виртуальной реальности.
|
Создание «команды воспитателей» класса из числа
педагогов, родителей в педагогической среде виртуальной реальности. Распределение функций между членами, в том числе по
управлению, техническому и методическому сопровождению, по обучению и
консультированию
|
3.
|
Определение путей достижения эффективного
взаимодействия в педагогической среде виртуальной реальности
|
Повышение уровня
профессионального взаимодействия в целостном педагогическом процессе, переход
к новой парадигме образования в рамках педагогической концепции школы:
освоение педагогических технологий с комплексным результатом (технология
педагогического общения, создания ситуации успеха, реализации принципа
субъектности в педагогическом взаимодействии, реализации принципа ценностной
ориентации в работе педагога, работы с наглядным материалом, обучения в
эколого-информационном педагогическом пространстве урока и др.),
использование новых форм, методов организации диалоговой модели
взаимодействия со школьниками
|
4.
|
Организация КТД, классных часов, других видов
деятельности в педагогической среде виртуальной реальности
|
Формирование личности школьников в соответствии с
целями и задачами воспитания и развития в процессе профессионального
взаимодействия
|
5.
|
Организация
деятельности учащихся класса в познавательной, коммуникативной,
проектно-творческой, игровой деятельности в клубах и студиях виртуального
испытательного педагогического полигона VIPP.
|
|
6.
|
Размещение в информационном поле портала своих
творческих медиа продуктов, участие в виртуальных конкурсах, на форуме.
Работа в единой информационной базе данных всех участников образовательного
процесса
|
|
7.
|
Анализ результатов воспитательного процесса с
использованием педагогической среды виртуальной реальности
|
Мониторинг
эффективности воспитания школьников в соответствии с моделью выпускника школы
эколого-информационной культуры. Выявление положительных и отрицательных
последствий реализации программы воспитания
|
Примерные формы и виды
деятельности школьников в педагогической среде виртуальной реальности.
Взаимодействие с VIPP
педагогической среды виртуальной реальности
|
Формы работы
|
Направленность деятельности
|
Содержание деятельности
|
Используемые компьютерные технологии
|
|||
Младший
школьник
|
|
||||||
Клуб «КомпАс»
|
Проект «Летопись класса»
|
û
Формирование умений проявлять интерес к
общественным явлениям в жизни класса, понимания активной роли каждого ученика в классе
û Формирование
умения активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города
|
События, прошедшие за последнюю неделю анализируются, и оформляются в текстовом редакторе в виде мини очерков. Фотокорреспондент снимает занимательные события и самые интересные фотографии помещаются в альбом.
|
Текстовый редактор
3D альбом
|
|||
Клубы «КомпАс», «ССР»
|
Проект «Мое звонкое лето»
|
û
Формирование представлений (знаний) о
природном мире вокруг человека и человеке как части природы, о заповедной
природе, планете Земля, о родной земле.
|
Учащиеся объединяются в
группы
по 2 человека и на
одном листе
в текстовом
редакторе,
программе презентаций, оформляют свои
воспоминания о лете, свое самое яркое впечатление.
|
Мультимедийная
презентация
|
|||
Клуб «КомпАс»
|
Конкурс
фотографий
«Природа вокруг нас — наша общая
забота», «Так
я живу, а
так хочу
жить».
|
û
формирование умения самостоятельно отбирать
необходимую для решения поставленной
û задачи
информацию
û формирование
знаний о правилах поведения в Природе,
в общественных местах
û формирование
умения использовать компьютерные технологии для представления продукта своей
деятельности
û формирование умений общаться Человека с Природой.
|
Учащиеся
вместе с родителями фотографируют красивые и
проблемные места в
городе, окружающей
природной зоне, фотографии оформляются
в виде мультимедийной презентации
с пояснительными текстами.
Жюри
оценивает качество выполненной работы
по заранее
разработанным критериям.
|
Цифровая
фотография
Мультимедийная презентация
|
|||
Клуб
«КомпАс»
|
Проект «Мое
имя»
|
û
формирование первичных знаний о человеке
как самой значимой ценности
û способность
слушать других людей
û формирование
умения осознанно воспринимать информацию
û формирование
умения самостоятельно отбирать необходимую информацию
|
Создание открытки для соседа по парте с
характеристикой его имени
|
Создание
буклетов
|
|||
Клубы «КомпАс»,
«ССР»
|
Родительско-
детские
проекты
«Символы Российского государства», «Великие защитники
Руси».
|
û формирование умения уважать государственные,
региональные, школьные символы — флаг, герб, Гимн России
û
формирование умения
проявлять уважение к защитникам Родины
û
формирование умения работать
в коллективе
û
формирование умения самостоятельно отбирать необходимую информацию
|
Проведение праздников, классных часов, к
которым родителя и
дети осуществляют подбор материала в литера-
туре, в сети Интернет, готовят мультимедийные презентации
|
Мультимедийная
презентация
Поисковые
системы
Интернет
|
|||
Клуб «КомпАс»
|
Экологические
проекты
«Наши зеленые питомцы»,
«Подарок
школе».
|
û
Формирование представлений (знаний) о
природном мире вокруг человека и человеке как части природы, о заповедной
природе, планете Земля, о родной земле.
û Формирование умений общаться Человека с Природой.
û Формирование
представления о поведении человека по отношению к живым существам природы.
û Формирование
первоначальных навыков коллективной работы при разработке и реализации
учебных и общественно-полезных проектов.
|
Уход за комнатными
растениями в классе и школе, поиск и представление информации о комнатных
растениях, имеющихся в школе.
Выращивание цветов для украшения пришкольного участка летом, создание модели оформления
пришкольного участка, зашита модели с использованием электронной презентации «Школьный двор».
|
Мультимедийная
презентация
Поисковые
системы
Интернет
|
|||
Клубы «КомпАс»,
«ССР»
|
Виртуальная экскурсия
«Времена года»
|
û
Формирование представлений (знаний) о
природном мире вокруг человека и человеке как части природы, планете Земля, о
родной земле.
û Формирование
первоначальных умений любить свою
школу, город Саянск, народ, Россию.
|
Учащиеся
вместе с родителями снимают на видеокамеру красивые,
необычные места в природе в разные времена
года. С помощью родителей, старшеклассников из клуба ССР готовят виртуальную
экскурсию.
|
3D альбом
Видеоредактор
|
|||
Клуб «КомпАс»
|
Конкурсы рисунков
|
û
Формирование представлений о труде, творчестве
и культурном наследии
û Формирование
умения видеть красоту природы, труда и творчества.
û Формирование начального представления об отображении
природы в искусстве (умение воспринимать природу через восприятие
произведений искусства).
|
Учащиеся изготавливают рисунки с помощью
программ компьютерной графики и
представляют их в соответствии с темой и Положением конкурса. Затем
коллективно оценивают работы по специально разработанным критериям. Помощь в
проведении конкурсов оказывают старшие члены клуба «КомпАс». Голосование за
лучший рисунок может быть организовано на учебно-игровом портале.
|
Компьютерная графика:
Редактор изображений
GIMP
Редактор Рисование
|
|||
Клуб
«Старшеклассник.ru»
|
Ролевая игра
«Нетикет
- этикет электронной почты»
|
û
Формирование
начальных представлений о прогрессе человечества в области информационных
технологий.
û Формирование
начальных представлений о формах общения между людьми различными средствами
коммуникации (почта, телефон, электронная почта, Sms-сообщения и др.).
û Формирование коммуникативных качеств личности; основ
сетевого этикета.
û Формирование познавательного интереса, развитие навыков общения
в сети.
|
Приложение 1.
|
E-mail почта
|
|||
Клуб «GAMER'S»
|
Турнир игроманов
|
û
Формирование
представлений о познании, целеустремленности, настойчивости в достижении
целей
û формирование умения сочетать свободу в поступках и ответственность за свои действия
|
Участники делятся на 2 группы,
определяется игра по которой будет проходить турнир. Разрабатываются Правила
проведения турнира по каждой конкретной игре
|
Логические игры
|
|||
Подросток
|
|
||||||
Клуб «Старшеклассник.ru»,
|
Долго-
срочный
проект
«Фильм о
нас»
|
û формирование умения сочетать свободу в поступках и ответственность за свои действия
û формирование
знаний (суждений) о Человеке как феномене мира, о нравственном выборе и смысле жизни, о
чести и достоинстве
û формирование умения участвовать в принятии групповых решений
û формирование умения оказывать поддержку и помощь
û формирование умения аргументированно доказывать свое мнение
û формирование способности критически относиться к
получаемой информации
û формирование умения ориентироваться в информационных потоках
û формирование умения средствами компьютерных технологий представлять продукт собственной деятельности
|
Учащиеся
делятся на 3 группы случайным образом, выбирая приятную для них цветовую
гамму. В каждой группе
выбираются режиссер,
сценарист, актер и т.д. Придумываются
номинации награждения. Через
поисковые
системы Интернет
осуществляется поиск информации по
необходимым материалам для фильма.
Придумываются
свои номинации, пишется
сценарий на интересующую
группу тему
и снимается
фильм протяженностью
около 5 минут.
|
Поисковые системы Интернет
Программы обработки цифрового видео
|
|||
|
Деловая
игра «Перекрестный допрос»
|
û
Формирование знаний (суждений) о взаимодействии Человека и
общества, о социальной солидарности, справедливости, милосердии, свободе совести и
вероисповедания.
û Формирование
знаний (суждений) о законе и правопорядке, о взаимодействии человека с
другими людьми, о долге перед старшими поколениями, о доверии к людям
û формирование
умения участвовать в принятии групповых решений
û формирование
умения оказывать поддержку и помощь
û формирование умения аргументированно
доказывать свое мнение
û формирование
способности критически относиться к получаемой информации
û формирование
умения средствами компьютерных технологий
представлять продукт собственной
деятельности
|
Выбирается актуальная и интересная для
всех общественная,
государственная или
нравственно-этическая проблема.
Учащиеся изучают данную проблему
(3-4 дня) через СМИ,
Интернет. Для участия в игре
приглашаются специалисты. Они будут выступать в качестве экспертов
и свидетелей. Участники за-
дают
специалисту вопросы по
обсуждаемым проблемам,
что позволяет им
уточнить
свои позиции и свое мнение
по данным вопросам. По
окончанию работы все группы собираются вместе,
проводится общий анализ по проблеме.
Информация размещается на
школьном сайте для общего ознакомления
|
Поисковые системы Интернет
Текстовый редактор
Мультимедийная презентация
|
|||
Клуб
«КомпАс»
|
Взаимная
презентация «Мы
- разные».
|
û
Формирование способности осуществлять различные виды
деятельности как необходимые условия для жизни и развития.
û Формирование
суждения о нравственном выборе и
смысле жизни, о чести и достоинстве
û формирование
умения оказывать поддержку и помощь
û формирование умения аргументированно
доказывать свое мнение
|
Учащиеся
разбиваются на пары.
Каждому необходимо
посмотреть влияние имени, гороскопа,
психотипа на характер этого человека.
Перечисляются
все достоинства данного человека и возможная профессиональная направленность
в виде поздравительной открытки.
|
Создание
буклетов,
открыток
|
|||
Клуб «Старшеклассник.ru»
|
Обсуждение проблемных
ситуаций,
диспуты
|
û
Формирование представлений (знаний) о здоровье физическом и
социальном, об активном, здоровом образе жизни
û Формирование
знаний (суждений) о любви к своему народу,
к своей малой родине, о законе и правопорядке, о взаимодействии
человека с другими людьми, о долге перед старшими поколениями, семьей, о
межэтническом мире, свободе и ответственности, о доверии к людям.
û формирование
умения оказывать поддержку и помощь
û формирование умения аргументированно
доказывать свое мнение.
û формирование
способности критически относиться к получаемой информации
û формирование
умения ориентироваться в информационных потоках
|
Используя
специальные анкеты,
участники проводят блиц-опрос
жителей (учащихся) по проблемам социума. Результаты опроса анализируются
участниками. Обсуждаются на
форуме (телеконференции,
видеоконференции), намечаются пути решения проблемы
|
Форум,
телеконференция,
видеоконференция
|
|||
Клуб «GAMER'S»
|
Турнир игроманов
|
û
Формирование
представлений о познании, целеустремленности, настойчивости в достижении
целей
û формирование умения сочетать свободу в поступках и
ответственность за свои действия
|
Участники делятся на 2 группы,
определяется игра по которой будет проходить турнир. Разрабатываются Правила
проведения турнира по каждой конкретной игре. В качестве судей привлекаются
члены клуба VIPP «Gamer». Результаты турнира освещаются на школьном сайте.
|
Игровые
программы
|
|||
Старший школьник
|
|
||||||
Клубы «КомпАс», «ССР»
|
Цикл
классных
часов
«Профес-
сия»
|
û
Формирование способности
осуществлять различные виды деятельности как необходимые условия для жизни и
развития.
û
Формирование суждения о нравственном
выборе и смысле жизни, о чести и достоинстве.
û
формирование умения владеть способами взаимодействия
с окружающими и удаленными
людьми и событиями
û
формирование умения эффективно
использовать компьютерные технологии при поиске решения и представления своей
деятельности
|
Используя
поисковые системы Интернет и литературные источники, учащиеся ищут информацию о неизвестных им профессиях. На классном часе учащиеся презентуют малоизвестные профессии.
|
Поисковые системы
Интернет,
электронные презентации
|
|||
Клуб
«Старшеклассник.ru», Web-пор
|
Социальная
переписка
«Старшеклассник. RU»
|
û Формирование
знаний (убеждений) об обществе как социальной среде человека
û
Формирование гражданской
идентичности - осознание принадлежности к сообществу граждан Российского
государства
û
Формирование способности
содействовать благу Родине как элемент жизни современного человека
û
Формирование суждений об информационно-экологическом
обществе
û
формирование умения принимать собственные решения и нести за них
ответственность
û
формирование умения владеть
способами взаимодействия
с
окружающими и удаленными людьми и событиями
|
Педагог
поясняет что важной
формой гражданской
активности в демократическом государстве является социальная переписка и
знакомит с основными формами такой переписки. Участникам по
группам предлагается
написать: письма-протесты, письма-заявления, проекты дел, письма-просьбы, письма-жалобы, письма-поддержки, и .т.п.
|
Текстовый редактор,
Поисковая система Интернет,
электронная почта
|
|||
Клуб «Старшеклассник.ru»,
Web-портал,
|
Дискуссии
|
û Формирование
знаний (убеждений) об обществе как социальной среде человека
û
Формирование способности
содействовать благу Родине как элемент жизни современного человека
û
Формирование суждений об
информационно-экологическом обществе
û
формирование умения принимать собственные решения и нести за них
ответственность
û
формирование способности
разрешать
конфликты и смягчать разногласия
û
формирование умения владеть
способами взаимодействия
с
окружающими и удаленными людьми и событиями
û
формирование умения использовать информационно-коммуникационные
средства при поиске решения
и представления своей деятельности
|
Обсуждение
проводится в виде «мозгового
штурма». Главная задача найти как можно
больше вариантов разрешения выбранной проблемы. В карте анализа проблемы записываются возможные варианты выхода из нее, наиболее
интересные оформляются в текстовом редакторе и определяются возможные пути
выхода с предложениями по решению
проблем на широкую общественность (форум, телеконференция, СМИ).
|
Поисковые системы
Интернет, текстовый редактор, электронная
презентация, телеконференция,
форум
|
|||
Клубы
«КомпАс», «ССР»
|
Телекоммуникационный проект, «Виртуальная экскурсия по нашему городу»
|
û Формирование
гражданской идентичности - осознание принадлежности к сообществу граждан
Российского государства
û
Формирование способности
содействовать благу Родине как элемент жизни современного человека
û
формирование умения использовать информационно-коммуникационные
средства при поиске решения
и представления своей деятельности
û
формирование умения использовать информационно-коммуникационные
средства для поиска единомышленников
|
Разработка и
изготовление виртуальной экскурсии по городу Саянску и размещение её на
школьном Web-портале www.optima-6.my1.ru
|
Поисковые
системы Интернет
Программы
обработки цифрового видео
|
|||
Общим критерием эффективности воспитательной работы
классного руководителя в педагогической среде виртуальной реальности является положительная динамика воспитанности
школьников и определяется устойчиво-позитивным отношением к ценностям ЧЕЛОВЕК,
ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО по критериям и показателям нормативно-диагностического
сопровождения Программы «Школьник в виртуальной реальности». Формы фиксации
результатов отражены в Программе воспитания школьников.
Рекомендации классным руководителям - организаторам
виртуальных экскурсий
Далеко
не секрет, что любой вид путешествия достаточно недешёвый. Конечно, можно
выбирать. Вместо Испании, например, выбрать Алтай, а если и на это не хватает
средств, то деревню с толпой родственников или лес на окраине города. Но что делать,
если мечтаешь посетить самый большой в мире аквариум в Барселоне? Увидеть
красоты Алтая или часами походить по Эрмитажу, Лувру, Метрополитену или другому
музею?! Ездить в тур по музеям мира теперь не обязательно. Для этого и
существуют виртуальные экскурсии, которые практически, в полной мере позволяют
без особых затрат вкусить все красоты нашей планеты! Особенно ценны они в
образовательном, воспитательном плане.
Виртуальная
экскурсия - это организационная форма
обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением
реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного
наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются
доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных
заданий и многое другое.
Использование
имеющихся в сети Интернет и создание классным руководителем и учащимися
собственных виртуальных экскурсий призваны дать педагогам возможность творчески
подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование
различных программ (например, Flаsh, PowerPoint) и способствуют получению
дополнительной информации посредством гиперссылок, фотографий, аудио- и
видеофрагментов, текста и др., использованию принципа интерактивности через самостоятельный выбор последовательности
просмотра.
Этапы создания виртуальной экскурсии:
1)
диагностический,
2)
подготовительный,
3)
исполнительский,
4)
заключительный,
5)
аналитический
Особое внимание следует обратить на
организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся,
мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их
самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной
диагностики для каждого учащегося (групп учащихся) разрабатывается
«индивидуальный маршрут» деятельности. Учащиеся, имеющие общие интересы,
объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции
(«исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы»,
«экскурсоводы» и пр.).
На подготовительном этапе
определяются цели и задачи экскурсии, выбирается тема, осуществляется поиск
литературы, составляется библиография, определяются источники экскурсионного
материала. Вырабатывается план работы, сроки и формы отчета. Словом, уже на
этом этапе учащиеся вовлекаются в процесс поиска и исследования.
В течение исполнительского этапа производится отбор и изучение экскурсионных объектов, сканируются фотографии или другие иллюстрации необходимые для представления проекта, составляется маршрут экскурсии на основе видеоряда, идет подготовка текста экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии. Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов (схематический план, положение населенного пункта на карте и т.п.). Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними и возможное размещение в Интернете на школьном портале. Поэтому можно опираться на материал в текстовой форме. Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для фольклорного песенного материала. Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера, поэтому мы рекомендуем использовать ресурсы человеческие и технические школьного клуба «Сам себе режиссер».
Далее на заключительном этапе проводится сама виртуальная экскурсия. После чего необходимо провести ее обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления (аналитический этап).
В течение исполнительского этапа производится отбор и изучение экскурсионных объектов, сканируются фотографии или другие иллюстрации необходимые для представления проекта, составляется маршрут экскурсии на основе видеоряда, идет подготовка текста экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии. Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов (схематический план, положение населенного пункта на карте и т.п.). Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними и возможное размещение в Интернете на школьном портале. Поэтому можно опираться на материал в текстовой форме. Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для фольклорного песенного материала. Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера, поэтому мы рекомендуем использовать ресурсы человеческие и технические школьного клуба «Сам себе режиссер».
Далее на заключительном этапе проводится сама виртуальная экскурсия. После чего необходимо провести ее обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления (аналитический этап).
Структура виртуальной экскурсии:
1.
титульный слайд
2.
пролог
3.
маршрут
4.
слайды-объекты
5.
рабочие слайды
6.
слайды с информационными источниками
Рекомендации:
·
придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь на случайные
вопросы;
·
рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать;
·
избегайте длинных объяснений;
·
не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте
их к активной работе;
·
не перегружайте экскурсантов новыми названиями, они их
забудут;
·
умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном
объекте;
·
умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне
учащихся;
·
закрепите материал экскурсии в памяти учеников на
последующих занятиях.
Электронные адреса в помощь создателям и организаторам виртуальных
экскурсий по музеям и выставочным залам: http://soft.mail.ru/pressrl_page.php?id=36717; http://blog.turmir.com/blog_12122.html; http://www.museum.ru/N20266
Технологическая карта оценивания детской виртуальной
экскурсии
Тема
экскурсии_______________________________________________________
Исследователи:
_______________________________________________________
Художники и
фотографы :______________________________________________
Аниматоры:__________________________________________________________
Редакторы:___________________________________________________________
Экскурсоводы:________________________________________________________
№ п/п
|
Критерий
|
Оценка и комментарий эксперта
|
|||
Оценка
|
Комментарий
|
||||
1. Общая характеристика представляемого материала
|
|||||
1.1.
|
Оригинальность
экскурсии
(отличительные
особенности)
|
|
|
||
1.2.
|
Актуальность выбранной темы экскурсии
|
|
|
||
1.3.
|
Познавательная ценность экскурсии
(поисковая,
исследовательская и др. составляющие процесса создания экскурсии)
|
|
|
||
1.4
|
Использование методических приемов ведения экскурсии,
влияющие на эмоционально-психологический настрой экскурсантов
|
|
|
||
1.5
|
Соответствие структуры виртуальной экскурсии ее основным
составляющим (титульный слайд, пролог,
маршрут, слайды-объекты, рабочие слайды, слайды с информационными
источниками)
|
|
|
||
1.6
|
Соответствие маршрута и объектов, которые помогают
раскрытию общей темы экскурсии
|
|
|
||
2. Качество виртуальной экскурсии (презентации и
методического сопровождения)
|
|||||
2.1
|
Эффективность и взаимосвязанность элементов ресурса
|
|
|
||
2.2
|
Цветовое решение
|
|
|
||
2.3.
|
Дизайн
(шаблон,
шрифт, композиция слайдов, заголовки и т.д.)
|
|
|
||
2.3.
|
Качество навигации
|
|
|
||
2.4.
|
Целесообразность эффектов и анимации
|
|
|
||
2.5.
|
Качество изображений
|
|
|
||
2.6.
|
Эффективное использование аудио- и видеофайлов
|
|
|
||
Предъявляемые
критерии оцениваются экспертом по следующей шкале:
0 баллов –
данный признак разработки полностью отсутствует;
1 балл – слабо
отражён;
2 балла – в
основном присутствует;
3 балла –данный признак гармонично вписывается в общую
концепцию разработки.
Приложение
1.
«Нетикет - этикет
электронной почты»
(разработано на
основе идей Майечак Б. Интернет для
детей, Абраменко Н.П.,
Абраменко О.В., Коган И.Д.)
Общеобразовательные цели:
-
узнать
основы электронной коммуникации;
-
освоить
принципы функционирования электронных ящиков.
Воспитательные цели:
-
формирование
коммуникативных качеств личности;
-
формирование
основ сетевого этикета.
Развивающие цели:
-
формирование
познавательного интереса;
-
развитие
навыков общения в сети.
Ход занятия:
Педагог: «Здравствуйте, дорогие
ребята! Сегодня мы проводим очередное заседание нашего клуба «SMS-ка»
Актуализация знаний
Звучит песня “Вологда” в исполнении ансамбля “Песняры”.
Педагог задает вопрос: “Ребята, любите ли вы получать письма?”
Ответ: “Да!” или “Нет!”.
Стук в
дверь.
Педагог: “Кто там?”
В дверях появляется почтальон Печкин и говорит: “Здравствуйте, это я –
почтальон Печкин из Простоквашино, принес письмо для членов клуба “ SMS-ка ”.
Так положено, если письмо пришло – его надо принести. Только я его вам не отдам
– у вас документов нет!”
Педагог показывает почтальону Печкину документы – эмблему и девиз клуба “
SMS-ка” .
Почтальон Печкин отдает письмо и спрашивает: “А чего это вы тут
собрались?”.
Учитель: “Проходите, Игорь Иванович, присаживайтесь. Вы как нельзя
кстати. Послушайте до чего техника дошла. Я полагаю, что скоро мы откажемся от
ваших услуг. Но не буду забегать вперед”.
Педагог рассматривает конверт и спрашивает членов клуба: “Ребята, а как
вы думаете, кто прислал нам письмо?...”
Педагог: “Это письмо от Питера
Паркера. Кто это такой?”
Ребята отвечают: “Человек-паук”.
Педагог: “Давайте заглянем в
конверт”. Открывает письмо, достает карточки с терминами и обращается к
ребятам: “Питер вложил в конверт какие–то слова. Помогите мне объяснить, что
они означают”.Вывешивает на доску термины: глобальная сеть, сервер, провайдер,
клиент, Интернет, e-mail.
Ребята объясняют термины.
E-mail
Педагог: “E-mail – это электронная
почта. Таким образом, Человек-паук подсказал нам тему очередного занятия клуба.
Тема нашего занятия: “Как работает электронная почта и правила написания
электронного письма”.
2. Изучение нового материала
Презентация: E-mail – это электронная почта.
Педагог: “Посмотрим небольшой
видеофрагмент”.
Ребята смотрят фрагмент фильма.
После просмотра почтальон Печкин вскакивает и обращается с вопросом: “Я к
вам по делу пришел – письмо принес, а вы решили заменить меня на какую-то
электронную почту! Чем ваша электронная почта лучше обычной?”
Педагог обращается к ребятам: “Ребята давайте попробуем доказать Игорю
Ивановичу преимущества электронной почты по сравнению с обычной”.
Предполагаемые варианты ответа учеников:
“Преимущества электронной почты заключаются в следующем:
– скорость передачи сообщения;
– удобство использования: электронное письмо можно послать в любое время
дня и ночи прямо из дома или офиса;
– в электронное письмо можно вложить любой компьютерный файл (картинку,
музыкальный фрагмент, видеозапись, игру, отсканированный документ,
фотографию…);
– с помощью электронной почты можно получать общедоступную информацию по
сети и следить за последними новостям по интересующей теме”.
Почтальон Печкин задумался, почесал голову и задает новый вопрос: “А если
ваш компьютер выключен, что будет с письмом?”
Ответ: “Письмо хранится на сервере его провайдера, который не выключается
целые сутки. Оно будет послано на компьютер вашего приятеля тогда, когда он
установит связь со своими сервером”.
Почтальон Печкин, обращаясь к учителю: “Можно я еще у вас посижу?”
Педагог отвечает: “Оставайтесь, Игорь Иванович”.
Почтальон Печкин усаживается поудобнее, а педагог продолжает занятие
Структура адреса.
Педагог задает вопрос: “Ребята, что мы указываем на конверте, когда пишем
обычное письмо?”
Ребята отвечают: “Мы указываем адрес получателя и отправителя”.
Педагог спрашивает: “А из чего состоит адрес?”
Ребята отвечают: “Страна, область, город, улица, дом, квартира”.
Педагог: “ Для работы электронной
почты, как и для обычной, необходимы адреса. Электронные адреса устроены так же
как и адреса на обычных письмах, но они гораздо короче.
Адрес электронной почты имеет две части: имя пользователя и доменное имя.
Части адреса, называемые доменами, отделяются друг от друга точками. Имя
пользователя – это обычно его подлинное имя или псевдоним.
От остальной части адреса оно отделяется символом @ (эт – коммерческое),
который в России называют “собакой” и имеет значение “в…”.
Сообщение члена клуба о происхождении @.
Сейчас Председатель нашего клуба расскажет нам о том, кто, где и когда
изобрел “собаку”.
Рассказ ученика о происхождении @.
Составление адреса и пароля для почтового ящика.
Педагог: “Придумаем первую часть
вашего электронного адреса. Вторую часть вам добавит почтовый сервер.
Запишите на листочках имя или псевдоним, который вы будете использовать.
Адрес электронной почты записывается цифрами и латинскими буквами и не
должен содержать пробелов”.
Вопрос: “Ребята, как защитить от любопытных лежащее в почтовом ящике
письмо?”
Ответ: “Почтовые ящики закрывают на ключ”.
Вопрос: “А как защитить электронный почтовый ящик от несанкционированного
доступа?”
Ответ: “Создать пароль”.
Педагог: “Имя своему почтовому
ящику мы уже придумали, а теперь придумаем пароль. ”.
Практическое занятие на компьютере
Педагог: “Ребята, вы будете
работать по алгоритму, который лежит на компьютерном столике. Внимательно
читайте план, а если что-то непонятно обращайтесь за помощью”.
Нетикет (сетевой этикет)
Педагог: “Теперь поговорим о
хороших манерах. Пользователи Сети разработали неофициальный кодекс поведения,
известный как сетевой этикет или “Нетикет”.
Его необходимо соблюдать и в почтовой переписке.
Будьте кратки.
Чем длиннее ваше сообщение, тем дороже читателям обойдется его прием и
просмотр.
Следите за тоном.
Добавить эмоциональности электронному письму помогут небольшие рисунки,
называемые смайликами. Они составлены из клавишных символов, и если посмотреть
на них сбоку, можно представить лицо.
Вот некоторые примеры наиболее распространенных смайликов:
:-) или :) –улыбаюсь;
:-( -печалюсь;
;-( – огорчение;
:)))) –смех.
Не надо кричать и скандалить.
Не набирайте сообщения БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. В Сети это эквивалентно крику и
расценивается как грубость.
Не допускайте спама.
Спамом называют бессодержательные, навязчивые или просто грубые сообщения
в адрес лица. К спаму относятся все виды непрошеной рекламы.
Педагог: раздает ребятам памятки
“Сетевой этикет”.
Рефлексия.
Педагог: “Изобразите свое
настроение после занятия с помощью смайликов и приклейте их на доску”.
Итог занятия
Педагог: “Наше занятие подходит к
концу. Подведем итоги. Что нового мы сегодня узнали? Чему научились?Как вы себя
чувствовали на нашем занятии?”
Ученики: “Сегодня мы узнали:
как устроены электронная почта и электронные адреса;
правила сетевого этикета;
создали электронный почтовый ящик;
Почтальон Печкин встает и говорит: “До свидания, мне пора. Спасибо вам за
объяснение. Я почему вредный был? Потому что электронной почты не было. А
теперь я сразу добреть начну и компьютер заведу!”
Словарь терминов
Безопасность информационная – способность государства, общества,
социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и
защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности,
устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного
образования. Обеспечение информационной безопасности предполагает
противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное
сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники
информации. Аналоги: интернет-безопасность,
информационная защита (Федоров А.В.)
Безопасность компьютерная – комплекс программных и организационных средств для
противодействия вредоносным воздействиям.
Виртуальная культура – совокупность материальных и
интеллектуальных ценностей в области виртуальной реальности, а также
исторически определенная система её воспроизводства и функционирования в
социуме; по отношению к аудитории «виртуальная культура» может выступать
системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать,
оценивать виртуальные объекты и продукты, заниматься виртуальным творчеством,
усваивать новые знания в области виртуальной реальности.
Виртуальная экскурсия
- организационная
форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально
существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения,
сбора необходимых фактов и т.д.
Грамотность информационная – умение «читать», анализировать и
синтезировать информацию, – способность использовать компьютерную и медиатехнику,
знание основ информатики, информационных технологий. Близкие понятия: медиакомпетентность, медиакомпетенция,
медийная компетентность, медийная компетенция, медиаграмотность.
Грамотность компьютерная –
способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики,
информационных технологий.
Диагностика педагогическая – способы выявления уровней сформированности
общечеловеческих ценностей и отношений к ним с применением анкетирования,
тестирования, творческих заданий и т. д.
Игра в педагогической
среде виртуальной реальности - занятия, действия, формы общения, не носящие обязательного характера,
доставляющие чувство радости, удовольствия школьнику от игрового результата.
Подростки особенно активно
взаимодействуют с компьютером в условиях игрового процесса, поэтому,
целесообразно использование в процессе воспитания школьников обучающих игровых программ с их интерактивной
виртуальной средой.
Интернет (Internet) – глобальный комплекс компьютерных сетей.
Информация – сообщение, передаваемое тем или иным
способом (устным/звуковым, письменным, визуальным, аудиовизуальным) с помощью
условных кодов и технических средств.
Исследовательская
компетентность –
готовность к осуществлению педагогического мониторинга, педагогической
рефлексии, педагогическому исследованию.
Коммуникация –
связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе – медийной
(вербальная, невербальная, визуальная, аудиовизуальная, групповая, массовая,
межличностная, внутриличностная, дистанционная, тактильная, контактная,
конфликтная, культурная, межкультурная, социальная, педагогическая и др. виды
коммуникации).
Культура
информационная –
совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области информации, а
также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в
социуме; по отношению к аудитории информационная культура может выступать
системой уровней развития личности человека, способного воспринимать,
анализировать, оценивать информацию, усваивать новые знания в этой области. Аналоги: виртуальная культура, медиакультура.
Мультимедиа – средства (массовой) коммуникации –
технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения,
распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором) и
объектом (массовой аудиторией).
Медиаграмотность – результат медиаобразования, изучения
медиа. Чем больше вы изучаете медиа (с помощью медиа), тем более вы
медиаграмотны: медиаграмотность – это способности экспериментирования,
интерпретации/анализа и создания медиатекстов» (С. Worsnop, 1999).
Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в
области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и
функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может
выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать,
анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать
новые знания в области медиа.
Медиаобразование - процесс развития личности с помощью и на
материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры
общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического
мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки
медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку
активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио,
видео, кинематографа, прессы, Интернета. Содержание медиаобразования: основы
искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме,
язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях
применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой
информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные
движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.),
практические творческие задания на медиаматериале» (А.В. Федоров, 2001).
Медиаобразованность - совокупность систематизированных
медиазнаний, умений, в том числе современных информационных компьютерных
технологий и определяемых ими уровень мастерства по реализации медиаобразования
школьников в педагогической среде виртуальной реальности.
Методы педагогической среды
виртуальной реальности –
способы работы педагога и школьника, при помощи которого достигаются цели
воспитания. Типичные методы: словесные
(рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ,
дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные,
исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование
художественно-творческой деятельности создателей мультимедиапродукта,
импровизация и т.д.); Данные методы основаны на следующих дидактических
принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе воспитания и
обучения, научность, систематичность и доступность, связь теории с практикой,
наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь
с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет
индивидуальных особенностей школьников.
Мобильность - способность быстрого реагирования на
происходящие изменения в обществе, социуме, в педагогической науке и практике.
Мышление критическое по
отношению к системе мультимедиа – аналитический процесс, основанный на развитом
аудиовизуальном восприятии и мышлении. Данный процесс приводит к интерпретации
и оценке смысла (в том числе и зашифрованного) виртуального
мультимедиапродукта.
Мышление критическое, творческое по отношению к системе виртуальной реальности –
сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное
восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования мультимедиа в
социуме и информации/сообщениям, в сочетании с аудиовизуальным воображением,
виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в
медийной сфере. При этом развитие критического мышления – не итоговая цель, а
его постоянный компонент (А.В. Федоров, 2007).
Мультимедиа – комплекс технических/компьютерных/программных
средств, синтезирующий, часто в интерактивном режиме, текст, изображение и
звук.
Образование информационное – процесс развития личности с помощью и
на материале информации с целью формирования культуры общения с информацией,
творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений
полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки информации, обучения
различным формам создания и передачи информации. Обретенная в результате этого
процесса информационная грамотность помогает человеку активно использовать
возможности информационного поля. Содержание информационного образования:
основы информатики, информационных технологий, информационной культуры,
сведения об основных областях применения теоретических знаний
(профессиональные средства массовой информации, каналы распространения
информации, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания
на информационном материале
(А.В. Федоров, 2007).
Общество информационное – ступень в развитии современной
цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни
общества, возрастанием доли информационных продуктов и услуг в валовом
внутреннем продукте (ВВП), возникновением глобального информационного
пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей и доступ к
мировым информационным ресурсам, удовлетворение различных общественных и
личностных информационных интересов (О.Н. Вершинская, 2007).
Педагогически
целесообразно организованная среда — педагогическая среда, которая вырабатывает
навыки творчески активного исследовательского отношения субъекта воспитания к
окружающему миру, общечеловеческим, знаковым ценностям, вовлекает его в
эмоциональное переживание, в различные виды деятельности, развивает творчество
и самостоятельность.
Профессиональная
компетентность классного руководителя в педагогической среде виртуальной реальности - совокупность его мотивов, знаний,
умений, способностей, способствующих воспитательной, в том числе
медиаобразовательной деятельности в педагогической среде виртуальной реальности
с детьми различного возраста.
Реальность виртуальная –
репрезентация/переосмысление реального мира с помощью компьютера и
мультимедийных средств.
Среда виртуальной
реальности педагогическая - целесообразно
организованное при помощи компьютерной графики управляемое пространство,
смысловым полем которого являются знаковые ценности, необходимые и достаточные
для личностного роста школьников в рамках образовательной деятельности школы.
Среда информационно-образовательная – многоаспектная целостная, социально-психологическая
реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических
условий, современных технологий обучения и программно-методических средств
обучения, построенных на основе современных информационных технологий,
обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к
информационным ресурсам.
Стратегия воспитания школьников в
педагогической среде виртуальной реальности - процесс
формирования и совершенствования становления школьника как личности, как
члена общества с учетом новых факторов, педагогических условий.
Технологии
информационно-коммуникационные – ИКТ – совокупность методов и средств сбора, обработки, хранения и
распространения звуковой, графической, текстовой и цифровой информации в
интересах пользователей; совокупность сопутствующих коммуникационных средств (О.Н. Вершинская, 2007).
Труд в педагогической среде виртуальной реальности - деятельность школьника, направленная на
создание виртуальных и материальных объектов (рисунков, текстов, моделей, духовных ценностей).
Учение
в педагогической среде виртуальной реальности - деятельность
школьника, направленная на усвоение знаний, направленных на становление
духовной, нравственной, здоровой и социально-активной личности, выработку
умений и навыков работы с компьютерными программами как средством творческого
выражения ценностного отношения субъекта с объектами окружающего мира.
Фабула – цепь событий в сюжете мультимедиатекста.
Ценность - значение (значимость) предмета для человека как
субъекта.
Литература
1.
Доклад рабочей группы совета при Президенте
Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа 2020. Какой мы
её видим?» [Текст].- М., 2008. – С.23.- Режим доступа: www.rsr-online.ru/doc/norm/283.doc.
2. Кадубец, Т.П. Школьник в виртуальной
реальности: Комплексная целевая программа/ Сост. Т.П.Кадубец; под ред. Т.А. Стефановской. – Иркутск, 2009. – 67
с.
3. Классный руководитель в
«школе-сообществе»: научно-методическое обеспечение инновационного поиска/ Под
ред. Т.А.Стефановской. - Иркутск, 2008. - 184с.
4.
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]:
проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. ― М.:
Просвещении, 2009. ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения).
5. Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов
педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог:
Изд-во Кучма, 2007. 188 c.
6. Степанов, П.В. Развитие школы как
воспитательной системы [Текст]/ П.В.Степанов. – М.: Педагогический поиск, 2009.
- 240с.
7. Стефановская, Т.А. Классное
руководство: теория и практика [Текст] /Т.А. Стефановская.- Иркутск, 2008.-
350с.
8. Сайков, Б.П. Организация
информационного пространства образовательного учреждения: практическое
руководство [Текст] / Б.П. Сайков. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005.-
406 с.
9.
Новые ориентиры в деятельности классного
руководителя. В рамках авторской концепции классного руководства Стефановской
Т.А.: Методические рекомендации к КПК/ Сост. Стефановская Т.А. - Иркутск, 2007.
- 74с.
10. Федоров А.В. Обоснование модели
медиаобразования будущих педагогов//Образовательная среда сегодня и завтра. М.,
2006.
11. Федоров А.В. Словарь терминов по
медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности.
Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
[1] Идея Т.А.Стефановской. Педагогика: наука и искусство: курс лекций
[Текст]:учеб. пособие для студ., препод., аспирантов / Т.А. Стефановская. - М.: Совершенство, 1998. – 368 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий